В конце XIX века в Германии жил учитель математики Вильгельм фон Остин. Был он человеком научного склада ума и, выйдя на пенсию, не стал заядлым огородником, а продолжил свои научные изыскания и эксперименты.
Поскольку дедушка Вильгельм больше не мог учить своих учеников, он решил научить азам математики животных.
Сначала он пытался научить считать кошек, но ничего не вышло, затем он приступил к обучению медведя, но тоже безуспешно. Далее математик купил коня орловской породы, которая славится обучаемостью и умом.
Через некоторое время конь, получивший имя Ганс, начал давать результат. Конь-красавец отстукивал копытом ответы на математические задачи. Математик был доволен.
В. Остин
Количество правильных ответов на сложные арифметические задачи просто поражало! У Ганса получалось решать примеры с дробями, определять номинал монеты и различать цвета.
Математик не стал утаивать умного коня и начал устраивать представления для публики. Сообщения о чудо-коне появились в газетах. Информация достигла широких масс и Ганс стал популярным. Соответственно появились и скептики.
Собрали комиссию, которую возглавил психолог Карл Штумпф. В неё вошли люди разных профессий: математики, ветеринары и прочие. Но найти каких-либо признаков мошенничества не удалось. Ганс отвечал не только на вопросы хозяина, любой мог дать задачу коню. Даже написанные на немецком языке, на бумаге примеры были ему по силам.
Однако научное сообщество не могло закрыть глаза на данный феномен. Необходимо было дать логическое объяснение ситуации. В дело вступил ученик Штумпфа, Оскар Пфунгст.
После долгих экспериментов загадка чудо-коня была раскрыта. Хитрый конь вовсе не умел читать и считать, он просто считывал по мимике, позе и жестам экзаменатора, когда нужно прекратить бить копытом. Человек, знающий ответ на свой вопрос, невольно выдавал себя в тот момент, когда ударов копытом было достаточно.
После смерти математика Ганс сменил нескольких хозяев. Есть информация, что он и на войне побывал, где коня использовали по прямому назначению. Но его не забыли.
После этой истории в научном сообществе ввели термин «Эффект Умного Ганса», который психологи применяют в исследованиях интеллекта людей и животных.