Морские путешествия всегда играли важную роль в развитии цивилизации. Тем более самолёты появились не так давно, а до их появления, достичь другого материка можно было только на парусных судах.
Сложно представить, что некоторые поездки длились по несколько месяцев. Это было испытанием как для пассажиров, так и для членов команды. О комфорте речи быть не могло. И одним из неудобных факторов морских путешествий были отхожие места.
Туалет по-морскому называется гальюн. Это слово имеет голландские корни и переводится как нос корабля. Это связанно с местом его расположения на судне.
Да, именно на носу парусных судов и устраивался гальюн. Как раз рядом с главным украшением корабля резной фигурой, которую иногда называли «гальюнной».
Штульцы
Сходить в туалет моряку зачастую было небезопасно. Не всегда на море штиль и ясная погода, а организму не прикажешь. С этого места запросто можно было улететь за борт, причём не факт что хватятся сразу и спасут. В связи с этим многие недисциплинированные моряки находили укромные места в трюме и тихо делали своё дело.
В российском флоте в 1720 году ввели штатную единицу именуемую «профос». В обязанности этого человека помимо поддержания порядка входил и отлов моряков, справляющих нужду в неположенном для этого месте с дальнейшим наказанием последних.
У офицеров корабля и знатных пассажиров необходимости посещать гальюн для матросов не было. На корме в специальных выступах именуемых «штульцы» был более безопасный офицерский гальюн.