История о приключениях Робинзона Крузо знакома нам с детства. Прототипом этого литературного персонажа является шотландский моряк Александр Селькирк, который прожил на острове с мягким климатом более 4-х лет. Однако мало кто знает об истории 4-х русских моряков, проживших на полярном острове более шести лет. Сегодня мы о ней расскажем.
Это случилось в 1743 году. Из города Мезень Архангельской губернии один из местных купцов отправил небольшое судно с командой из четырнадцати человек. Цель — промысел морского зверя в районе нынешнего архипелага Шпицберген.
Погода внесла свои коррективы, вместо западной части Шпицбергена они оказались в восточной его части. Корабль был окружён льдами и это представляло немалую опасность. Приняли решение высадиться на один из островов, тем более было известно, что на острове должно быть укрытие, построенное ранее моряками-поморами.
Четверо отважных мужчин с небольшим количеством припасов и оружия отправились на поиски хижины. Им удалось найти её и поскольку уже наступила ночь они остались там до утра. Утром нужно было возвращаться за товарищами, оставшимися на корабле.
С рассветом моряки обнаружили, что корабль исчез, и своих товарищей они больше не видели. Так началась зимовка длинной около семи лет.
Для начала они укрепили избу, заделав щели мхом. В избе имелась русская печь без трубы, но сказывался постоянный дефицит топлива. На острове была скудная растительность, приходилось собирать на берегу принесённые волнами деревья и обломки судов.
Немногие найденные травы и коренья служили источником клетчатки, воду брали из родников. К счастью, в этом месте было достаточно разного зверья. Большая численность оленей, белых медведей и пушного зверя позволило робинзонам иметь достаточное количество пищи.
Для охоты мужчины использовали небольшой запас патронов, а затем изготовили луки, копья и рогатины. Также они ловили рыбу и вялили её.
Из гвоздей, выброшенных на берег с досками, они изготавливали крючки, наконечники стрел, иглы и шилья для починки одежды и обуви.
В 1749 году их обнаружили моряки такого же промыслового судна. Трудности столь длительной зимовки смогли пережить лишь трое из четверых. Домой робинзоны вернулись обеспеченными людьми, ведь за долгое время они сумели запастись большим количеством мехов и шкур.
Эта история сохранилась для нас благодаря французу Пьеру Ле Руа, члену Петербургской Академии наук, историку и профессору. Также её перевели на другие языки и Европа узнала о мужестве и стойкости русских моряков.