Пожалуй, каждому современному человеку известно, что поршень — это часть двигателя. Причём это важная часть не только двигателя внутреннего сгорания, но и его предшественника: парового двигателя.
Наверняка каждому нерасторопному человеку хоть раз в жизни предлагали «пошевелить поршнями». В этот момент объект скорее всего представлял себя в роли двигателя.
А вот и напрасно.
На самом деле поршень намного древней всех двигателей вместе взятых и отношения к механике долгое время совершенно никакого не имел.
На самом деле поршни — это вид обуви, издавна распространённый на Руси наряду с лаптями, валенками и сапогами.
В отличии от валенок и сапог, которые были по карману более зажиточным людям, поршни и лапти носили простые крестьяне.
Поршни изготовить было очень просто. Для этого нужен был любой кусок кожи, по краям которой сквозь отверстия пропускался шнурок. В общем-то и всё. Шнурок затягивался и кожа облегала стопу. Поршни так же как и лапти надевались на онучи(портянки), поверх которых обматывались оборы(верёвки).
Кожа, конечно же, стоила денег. Не проще ли, спросите Вы, было ходить в лаптях?
Для того чтобы сплести одну пару лаптей, нужно было ободрать лыко как минимум с трёх деревьев. При этом наши предки умудрялись сделать это аккуратно и бережно и деревья при этом не погибали. Секрет и тонкости этого процесса известен лишь немногим современным мастерам.
Отправляясь в дальнюю дорогу, крестьянин брал с собой несколько пар лаптей. Существовало такое понятие как «лапотная миля», преодолев которую износившуюся обувь приходилось менять.
Сапоги и валенки стоили от нескольких рублей, тогда как пара лаптей стоила несколько копеек. Поршни были в ходу у простого люда и наряду с лаптями отлично служили русскому крестьянину.
Так что, услышав окрик в спину: «Шевели поршнями», Вы теперь точно знаете настоящий смысл выражения и можете пояснить суть этой фразы человеку, обратившемуся к Вам.