Джон Франклин
К середине 19-го века на карте мира оставалось не так много белых пятен. Эпоха «Великих географических открытий» была завершена. Но даже в то время существовали географические загадки, требующие ответов. Весной 1845 года для окончательного открытия Северо-Западного прохода мимо берегов Северной Америки из Атлантического океана в Тихий отправилась экспедиция. Два корабля «Эребус» (Мрак) и «Tеррор» (Ужас) под предводительством опытного капитана Джона Франклина из порта Гринхайт Великобритания стартовали навстречу неизвестности.
Судна были оснащены лучшей техникой того времени. Корпуса усилены металлическими листами для плаванья среди льдов, паровые двигатели отапливали каюты, винты и рули при необходимости убирались в специально сконструированные ниши, на судах были установлены системы опреснения воды. В трюмы было погружено около ста тонн провизии, в том числе лимонный сок для профилактики цинги. Всё это, а также опыт капитана, который требовал беспрекословного исполнения своих приказов на кораблях, должно было способствовать удачному завершению дела.
И всё же экспедиция пропала.
Одними из последних, кто видел первооткрывателей живыми, были китобои. В конце августа 1845 года Франклин со своими суднами ожидал благоприятной погоды в море Баффина. По прошествии 2-х лет от Джона Франклина не было никаких известий. Начиная с весны 1848 года снаряжались спасательные экспедиции. Первую возглавил опытный полярный исследователь Джеймс Росс, но успеха он не имел. Большую роль в организации поисков сыграла жена сэра Франклина, леди Джейн, она, не жалея средств, спонсировала спасательные экспедиции в сотрудничестве с Королевским географическим обществом.
Первые вести о судьбе пропавших первооткрывателей предоставил в 1854 году известный путешественник Джон Рэй. Он опросил эскимосов на полуострове Бутия, которые рассказали о гибели сорока английских матросов в страшных мучениях. По словам очевидцев среди отчаявшихся процветал каннибализм и они подверглись гневу местного божества в образе белого медведя. Также Рэй выкупил у эскимосов некоторые личные вещи моряков, включая столовое серебро с «Террора», которые как доказательство привёз в Англию.
Следующая весть от поисковых экспедиций пришла в 1859 году, были обнаружены две записки в специально оставленных пирамидах из камней на острове Кинг-Уильям, которые приподняли завесу тайны над судьбой пропавшей экспедиции до 1848 года. Из них следовало, что корабли застряли во льдах и провели две зимы вмёрзнув в лёд, а лето 1847 года не привнесло никаких изменений, поскольку выдалось холодным и судна не смогли вырваться из ледяного плена.
Как оказалось в последствии консервы для экспедиции ввиду спешки запаивались свинцом не качественно, и большая часть испортилась. Голод, отчаяние, болезни подорвали дисциплину. Некоторые отчаявшиеся самовольно покинули корабли в поисках Большой земли и пропитания и, конечно, погибли. В течение нескольких десятилетий после обнаружения записок были найдены тела некоторых моряков и личные вещи. Эксперты подтвердили, что следы на костях свидетельствуют о факте каннибализма. По-видимому, последние выжившие из команды дошли до реки Бак, там их и могли видеть местные эскимосы.
В 2014 году около острова Кинг-Уильям, на глубине одиннадцати метров было обнаружено судно «Эребус». В 2016 году был найден затонувший «Террор». Корабли не достигли своей цели и лежат на дне морском. А Северо-Западный путь целиком прошёл в начале двадцатого века Рауль Амундсен.
В 2018 году эта история была экранизирована. Сериал назвали в честь одного из кораблей «Террор».