Современный человек, читая роман о пиратах и морских путешествиях, порой не может понять: почему моряки, находясь в океане, не ловили и не ели рыбу, даже страдая от голода? Это видно из записей экспедиций Магеллана, Колумба и Джеймса Кука.
Всему причиной отравление.
Даже знаменитый Джеймс Кук, за пять лет до своей смерти, отведав как-то морской рыбы, отравился и долго лечился. Всё это казалось крайне странным, ведь вполне съедобная и известная рыба почему-то становилась вдруг ядовитой.
Эту загадку разгадали не так давно. В XIX веке болезни дали название «сигуатера», чуть позже нашли и виновника этой болезни. Всему виной стали водоросли, входящие в состав планктона в тёплых широтах. Некоторые из них вырабатывают токсин.
Если обычная пригодная в пищу рыба питалась такими водорослями, она становится ядовитой. Более крупная хищная рыба, такая как морской окунь, поедала мелкую, питавшуюся ранее планктоном и тоже наполнялась токсином. Причём самой рыбе боятся нечего, для хладнокровных он не опасен.
Также немаловажен тот факт, что в дальних экспедициях зачастую моряки ели мало витаминов, их организмы, страдающие от авитаминоза, были более подвержены действию токсина.
Тяжесть болезни напрямую зависит от количества токсина и специального лекарства не существует. Лечение оказывается в основном симптоматическое.
Стоит также отметить, что в наших широтах такую болезнь не знают, а вот на Карибских островах и на Гаваях зафиксированы случаи сигуатеры уже и в нашем веке.